eng | укр

Особистий кабiнет
Реєстрація Нагадування пароля
Новим відвідувачам   
Журналістам   
Державним службовцям   
Донорам i партнерам   
Практика в центрі   
Безпека Економіка Енергетика Міжнародні відносини Політика Суспільство

Про центр
Коментарі експертів
Статті, інтерв’ю
Новини центру
Проекти
Співробітники
Журнал «Національна безпека і оборона»
Соціологічні опитування
Адреса і телефони




Новини сайту






Статті

Соціальний капітал: немає довіри одне до одного — немає і суспільства (рос. мова)
 
 23 червня 2008 року
 Соціальний капітал, Громадянське суспільство, Регіональне різноманіття, Опитування
 

— Что есть социальный капитал в вашем понимании?

Социальный капитал начинается с человеческого капитала, но он несколько шире — это всё, что связано с человеческой деятельностью. Он включает в себя множество параметров, начиная от физического здоровья человека и заканчивая качеством социальных связей и качеством жизни. Это можно назвать и общественным капиталом. Всё, что превращает отдельных индивидов в общество, в социум — это и есть социальный капитал.

Очень интересно, как это связано с качеством жизни. Проведенные в мире опросы показывают, что в странах, где этот показатель высок, там высока и готовность граждан защищать свою страну с оружием в руках. При чём вопрос им ставили очень жёсткий: готовы ли вы воевать за вашу державу даже в той ситуации, когда исход борьбы будет неблагоприятен? К примеру, в Финляндии утвердительный ответ дали 86% . Мы в Украине спрашивали мягче: готовы ли вы защищать свою страну? Даже когда возникла реальная угроз а в связи с Тузлой мы видели больше злорадства, чем патриотизма. Тогда готовность «стать под ружьё» выразили 26% опрошенных. Так что же мы защищаем: территорию или качество жизни?

От качества жизни очень легко перейти к качеству социальных связей. В частности, если в обществе большой имущественный раскол и разрыв в качестве жизни приобретает характер поляризации, то социума нет. Нет качественных социальных связей, нет и социального капитала.

— У Поля Бурдье есть понятие отрицательного социального капитала, которое он применял по отношению к правящим верхам. Как в подобном ракурсе смотрится Украина?

У Бурдье было широкое видение социального капитала. Это он ввёл понятие «знание своего места». Речь идёт о том, что если вы родились в семье, относящейся к слою среднего класса, то это обязывает вас к соответствующей линией поведения. Вам негоже общаться с низшими слоями, и вы не можете общаться «на равных» с высшими. Но, будучи в слое среднего класса вы должны получить образование, вы должны стать хорошим профессионалом, вы должны зарабатывать себе на жизнь своим трудом. Вы ещё много чего должны, даже голосовать вы должны именно за эту партию, а не за другую, которая вам больше нравится. Потому что ваши предки голосовали за неё сто лет и ваши личные политические убеждения здесь ничего не меняют. В Британии, например, очень многие рабочие голосуют за консерваторов, ибо такова традиция.

Бурдье рассматривает, что вам может помочь в карьере, если вы — представитель среднего класса. Это, конечно, связи. Ваши личные знакомства, связи вашей семьи и ваших друзей — всё это и составляет ваш социальный капитал. Но если общество держится исключительно на связях — то это и есть отрицательный социальный капитал. В таком обществе ваши личные качества, в том числе профессиональные, никакой роли уже не играют. Это называется трайбализмом, непотизмом, у нас это чаще называют кумовством.

Украинский социум на данный момент организован именно по этому принципу. А особенно — верхний слой. Когда мы берём списки политических партий, то видим там братьев, сыновей, тёток и т.д. Этот слой даже неправильно называть высшим, так как в нём почти никто не имеет ни хорошего образования, ни профессиональной подготовки, ни дворянского происхождения. Это просто родственники, которые имеют один единственный ресурс — власть. Но этот ресурс в нашем обществе работает в качестве первостепенного. Они имеют возможность принимать политические решения, и это не было бы так печально, если бы они держались в рамках Закона. Но в нашем случае отрицательность их капитала ничем не компенсируется, поэтому именно в тех «высших» слоях наиболее откровенно существует коррупция и все другие лихорадки, порождаемые вседозволенностью. Даже межличностные отношения у них не регулируются общепринятыми этическими нормами. Вот сейчас, как раз, наш президент «благодарит» от души тех, кто помог ему прийти к власти...

Насаждаемый сверху такой вот социальный капитал делает человеческие отношения нечеловеческими, даже и не рыночными. Это глобальная продажность и всеобщее беззаконие. Здесь настолько всё извращено, что судье нужно платить за принятие именно законного решения, а не наоборот, как думали недавно ещё нормальные люди. Кто-то недавно сказал, что говорить с этой властью о демократических ценностях — это как слепому рассказывать о Сикстинской мадонне.

То есть, никакие понятия и никакие определения, существующие в обычной политологии или этике, в Украине не работают. Явления, которые происходят у нас и называются стандартными терминами, не соответствуют им по содержанию.

— С тех пор как Роберт Патнем выпустил свою работу о падении социального капитала в Америке, об этом все чаще говорят и в ЕС. Затронул ли этот процесс и Украину?

Я знаю его исследования, и могу сказать, что к нам они не имеют никакого отношения. Процессы падения социального капитала у нас и в Америке различны по своей природе, их вообще нельзя сравнивать. Это то же самое, что говорить, что демократические процессы в Украине развиваются по тем же закономерностям, что и в Западной Европе. Там падает рождаемость и тут падает, там однодетные семьи и здесь тоже однодетные — ну, значит, это мировая закономерность. И рост цен на продовольствие в Украине тоже стараются представить как отголосок мирового кризиса. Но наше падение рождаемости не имеет ничего общего с их, потому что ничего общего не имеет и наше качество жизни. Поэтому у них рождаемость падает, а продолжительность жизни растёт, а у нас падает и то, и другое. И рост цен на продовольствие в Украине(!) обусловлен, конечно же, внутренними причинами. Украина настолько выключена из мировых связей, что единственный мировой кризис, имеющий для нас значение, это энергетический. Потому что наша экономика одна из самых энергоёмких в мире и за 17 лет никто и не пытался изменить эту ситуацию к лучшему.

Что же происходит с социальной активностью в развитых странах? Действительно, отмечена тенденция к снижению и ещё до Патнема, на примере профсоюзов. У нас массовые профсоюзы. По нашим исследованиям, более 80% трудоспособного населения у нас состоят в профсоюзах. Правда, люди об этом не знают. В Америке 15% состоят в профсоюзах, но американцы это очень хорошо знают. Снижение массовости этих организаций отнюдь не означает уменьшения их влиятельности и силы. И, условно говоря, чтобы отстоять какие-либо свои права мы поначалу должны собраться в большую массу. По мере того, как мы добиваемся цели, наши права фиксируются в законах и необходимость массовости отпадает. Потому в Америке численность общественных организаций снизилась, но эти организации при малейшей необходимости создаются там мгновенно. И каждый такой прецедент ещё и становится сценарием кинофильма. А что действительно может влиять на социальный капитал, так это рост самодостаточности членов общества. Но этот вопрос еще не изучен.

У нас же с 1917 года ничего подобного не было и сейчас ничего не происходит. Один раз мы собрались на Майдане и думали, что этого уже достаточно для счастливого будущего. Традиции самоорганизации снизу у нас фактически нет, наверное, со времён уничтожения Запорожской Сечи. Способны ли мы понять ту простую вещь, что драться нужно не за своё право, а за право как таковое? Тогда, когда все в этом заинтересованные встанут и добьются права для всех — будет защищено и личное право каждого. Сейчас, похоже, этого никто не понимает. Когда после избрания Ющенко я увидела перед его администрацией страшную огромную толпу с личными прошениями, то стало ясно, что никакой революции не было. Ужас заключается ещё и в том, что если каждый лезет со своей бумажкой чтобы некто всесильный мимоходом на колене её подписал, то это развращает людей, дезинтегрирует общество.

— Одним из важнейших составляющих понятия социального капитала является индекс доверия в обществе. В развитых странах Западной Европы он заметно выше, чем в восточноевропейских странах. А каков его уровень в Украине?

Мы задавали простой вопрос: можно ли верить людям? Так вот, 67% граждан Украины считают, что не стоит. Это есть показатель потенциальной сплочённости общества. На самом деле, отвечая на этот вопрос, люди показывали, способны ли они доверить кому-то защищать свои права и защищать чьи-то.

Другое наше исследование показало, что для большинства граждан более близким является не сосед, а кто-то другой. На западе Украины люди более близкой считают Венгрию, Польшу, но не соседнюю область. На востоке близкими считают Россию и Беларусь. Таким образом, мы даже не осознаём, насколько мы отчуждены. А раз доверия друг к другу у нас нет, то можно сказать, что и социума нет. Каждый из нас по отдельности чем-то обладает, но некоего синергетического социального капитала у нас нет. В металлургии, где делаются миллиардные капиталы, заработная плата в себестоимости продукции составляет намного меньше 1%, а в целом по Украине этот показатель находится на уровне 9-11%. Это называется сверхэксплуатация рабочей силы, но в ответ на это нет никакого протестного движения. Напомню, что в Советском Союзе доля зарплаты в себестоимости доходила до 33%.

Почему никто не занимается организацией какого-то движения, которое сказало бы правительству, что хватит нас дурить? Что мы знаем, как оно повышает цены и кому от этого лучше? Мы умеем считать себестоимость жилья, и знаем, как регулировать рентабельность в рыночной экономике. Но ничего этого не происходит, прежде всего, потому, что слишком низок у нас индекс доверия.

Теперь каждый сам за себя, как говорил один неприглядный персонаж из сказки Киплинга. У нас нет общества, у нас разрозненная масса людей, а те, кто наверху — это грызущиеся между собой стаи, остальным отведена роль наблюдателей.

В отношении будущего я остаюсь пессимисткой. В наших условиях на инициативу снизу рассчитывать не приходится, должна быть инициатива сверху.

 
Джерело
 





Дотичні матеріали

 
 



Центр Разумкова: вул. Лаврська, 16, 2 поверх, 01015, Київ, Україна. Телефон: (044) 201-11-98
Сайт розроблено в рамках програми малих проектів
посольства Королівства Нідерландів (Матра КАП)

Создание сайта
Создание сайта
cms, управление сайтом
конкурс векторной графики
Розроблено в Sparkle Design Studio
Дороблено в Центрi Разумкова